Цифровой министр: о Діє,
ковид-сертификатах и девушке в самолете
Знакомимся
Знакомимся
«Некомфортные» вопросы
«Некомфортные» вопросы
Идём в директ
Идём в директ
Действуем!
Действуем!
Вакцинируемся!
Вакцинируемся!
Узнаем, как будет
Узнаем, как будет
Сработались!
Сработались!
Проверка на скромность
Проверка на скромность
Проводим перепись
Проводим перепись
Запускаем стартап
Запускаем стартап
В 2019 году словосочетание "страна в смартфоне" у многих рядовых украинцев вызвало скорее ироничную улыбку. Тогда немногие понимали, что это такое на самом деле и для чего оно нужно. Сегодня же приложение Дія используют более 9 миллионов человек, а волна пандемии COVID-19 лишний раз доказала его важность и пользу.

В эксклюзивном интервью "Сегодня" министр цифровой трансформации Михаил Федоров рассказал, как сейчас живет та самая "страна в смартфоне", которая уже не выглядит фантастической. И как будем жить в ней мы, украинцы.
Когда не чувствуется медийность, но ощущается куча вопросов
Михаил… Альбертович. Последние 2 года вас так и называют? Уже привыкли к этому?
Нет-нет-нет, просто Михаил.
Вообще некомфортно. Не знаю, из-за этого чувствую себя как-то старше, неудобно мне. Да ну! Мы же все современные европейские люди.
Вот я именно хотел уточнить, насколько вам комфортно, когда к Вам так обращаются?
Я начну с вашей цитаты. В одном из интервью вы сказали: «Я особо не ощущаю своей медийности». С тех пор прошел почти год, а теперь вы почувствовали эту медийность на себе?
Есть много критериев, как оценивать медийность. На бытовом уровне я ее точно не чувствую, я по-прежнему хожу по улице с семьей, утром и вечером тоже гуляю с собакой в местах, где много людей. Меня почти не узнают. Поэтому, если говорить именно об этом критерии, то я точно не чувствую медийности.

Глядя на какие-то мониторинги медиа, нельзя сказать, что информация о деятельности Минцифры где-то в топе. Я вообще стараюсь просто фокусироваться на работе. Вы меня вряд ли увидите на разных политических ток-шоу, для меня важнее достичь целей, поставленных перед нашим министерством. Поэтому, пожалуй, свою медийность я бы оценил точно так же, как год назад.
То есть люди вообще не узнают вас и не подходят на улицах? Или такое бывает, но редко?
Нет, иногда бывает, конечно, но это реально редко. Недавно вот был в овощном магазине ко мне подошел человек и стал задавать вопросы относительно Дії. К примеру: «А когда будет сертификат выздоровления в приложении?». Ну я и отвечаю, что сейчас его тестируем. Человек пользуется Дієй, это круто. В целом, такие случаи бывают, но совсем не часто.
Почему не ходите на политические ток-шоу?
Я, прежде всего, чувствую себя менеджером, чиновником, задача которого - организовать работу учреждения и достичь конкретных целей. Это именно та среда, которая меня мотивирует и заряжает. А так… ну не тянет меня в политические ток-шоу, не чувствую, что мне это нужно. Моя задача – цифровая трансформация, информирование людей о новых услугах.
А использовать их в качестве дополнительной платформы, где вы можете прийти и лишний раз рассказать о результатах своей работы?
Для этого есть и другие форматы. Я, например, иногда посещаю вечерние или недельные новостные выпуски, где также можно прокоммуницировать с людьми и рассказать, что именно мы делаем. Вот сейчас мы с вами общаемся, а это тоже дополнительная возможность рассказать людям о нашей работе.
А насколько вам комфортно вообще жить вот в этом режиме постоянных интервью, особенно сейчас, когда есть куча вопросов по поводу Дії, COVID-сертификатов и прочего?
Сразу скажу, что мы не делаем интервью для интервью. Когда есть актуальная тема, о которой нужно рассказать людям, что мы делаем, как и для чего это все. Поэтому бывают такие периоды, когда общение с журналистами больше обычного - это абсолютно нормально. Бывают отрезки, когда вообще нет интервью. На этой неделе у меня их, например, две. Потому что мы прекрасно понимаем, что сейчас пандемия, куча вопросов о COVID-сертификатах плюс мы еще запускаем параллельно какие-то проекты, и обо всем этом нужно рассказать людям и донести нашу позицию.
«Мы не делаем интервью для интервью»
Кто такой "цифровой анархист" и что он делал в церкви?
Я не зря спрашивал о комфорте в общении с журналистами. Когда было последнее интервью, в котором вы некомфортно чувствовали себя или оно вам не понравилось? И было ли такое вообще?
Да нет, я всегда с пониманием отношусь ко всем вопросам. Поэтому не могу сказать, что было такое интервью, которое меня задело или я не хотел бы его повторить.
Буквально вчера просматривал ваше интервью с Яниной Соколовой, и у меня создалось впечатление, что там моментами вам было не очень комфортно.
Это было год назад, и поэтому я уже не очень хорошо его помню, но ничего подобного я там не чувствовал. Мы с Яниной после этого еще общались в рамках другого проекта, где говорили о кибербезопасности, и все было окей.
Кстати, в этом же интервью я впервые услышал, что вас называли «цифровым анархистом». Как это произошло вообще?
В то время было несколько митингов возле Кабмина, когда разные религиозные сообщества, выражавшие свое мнение по цифровизации. И вот там были, скажем так, немного резкие месседжи по поводу нашей деятельности (улыбается). Именно поэтому мы стараемся максимально детально объяснять всем, что, как и для чего мы делаем.
И после же, если не ошибаюсь, вы ходили в церковь и там кому рассказывали о том, что вы делаете на самом деле, и почему это круто?
Да, было и такое.
А можете в двух словах рассказать, как это вообще происходило?
У меня есть хорошие знакомые и знакомые знакомых, которые связаны с религией. И они там лидеры мнений в их иерархии. Моя задача проста была – донести наши идеи и то, что на самом деле мы не собираемся строить какое-нибудь "цифровое рабство" (смеется ).

Я объясняю, что есть базовые реестры, там собирается определенная информация о статусах и ролях человека, если эти реестры будут взаимодействовать, то тогда не нужно использовать бумажные документы, поэтому мы запускаем такой продукт. Для этого нужны верифицированные данные и информация, которая собирается по этим же реестрам, и тогда у людей появляется полное понимание, зачем мы это делаем.

Люди очень часто придумывают лишнее, когда не знают ответа на вопросы. Кстати, я тоже стараюсь общаться с людьми и в социальных сетях через личные сообщения, когда у меня есть время. Для меня это совершенно нормально.

Если в следующий раз в магазине овощей ко мне снова подойдет человек, то я буду максимально подробно отвечать на его вопросы для того, чтобы этот человек получил исчерпывающие ответы.
«Люди очень часто придумывают лишнее, когда не знают ответа на вопросы»
Девушка, самолет и COVID-сертификат
Вы говорите, что пытаетесь общаться с людьми в социальных сетях. Как это происходит? Вы рандомно открываете личные сообщения?
Пожалуй, следует выделить два вида ответов. Первая – это когда я сам отвечаю людям, когда у меня есть время, и я понимаю проблему. А вторая – это посредством чата, где есть часть команды внедрения и часть команды колл-центра. Первый коллектив хорошо понимает все продукты, на каком этапе они находятся, их специфику и возможные проблемы, а колл-центр имеет человеческие ресурсы, чтобы отвечать на сообщения.

Я просто отправляю скрин или ссылку на пост человека. Лично могу не отписать, но отправлю этот месседж команде, после чего с человеком обязательно прокоммуницируют. Поэтому могу с уверенностью сказать: о 90% постов, которые были в Сети, наша команда знает и помогает решать эти проблемы.
Вот последний пример был, буквально за 15 минут до нашей с вами встречи. Мне знакомый сбросил ссылку на пост девушки в Facebook, которая была в аэропорту и случайно удалила свой COVID-сертификат в Дії, когда уже садилась на самолет. (Там в развернутом меню есть следующая функция «Удалить сертификат»). Конечно, она его заново сгенерировала, все окей, но потратила время на это.

Я ответил ей в сообщении, что мы знаем об этой проблеме и уже ее решили и отправили обновленное приложение в Apple и Google, чтобы они его апрувнули и у всех появилась новая версия. Со своего смартфона в качестве доказательства отправил ей скриншот приложения, где на бета-версии Дії у меня уже эта функция отсутствует. Также написал ей, что она на 100 процентов права, что такая кнопка там не нужна и мы ее уже убрали.
Если бы возникла какая-то другая проблема, где нужно было больше времени на ее решение – я бы отправил это в наш чат, и команда помогла бы человеку. Я лично пытаюсь анализировать эти данные. Каждое утро смотрю, сколько у нас было обращений вчера в контакт-центр, какие вопросы ключевые, какие проблемы, сколько успели обработать, а сколько нет.

Сейчас, кстати, у нас появилась возможность набрать в контакт-центр еще 100 человек, чтобы отвечать на все запросы. А в связи с ковидной ситуацией и сертификатами этих обращений стало гораздо больше. К тому же, Дієй начали пользоваться люди старше 70 лет, мы это видим по статистике, и, конечно, у них возникает много вопросов.
«Дієй начали пользоваться люди старше 70 лет, мы это видим по статистике, и, конечно, у них возникает много вопросов»
90% ошибок уже исправлены
Вот вам пример от меня. Человек вакцинировался и несколько дней после этого не мог добавить сертификат в Дії. Затем оказалось, что его данные врач забыл внести в базу. Насколько это распространенный кейс, и помогает ли как-то ваше министерство Минздраву с подобным?
Таких случаев, когда врач тупо забывает, мне кажется почти нет.

Здесь есть другая проблема: когда за день собирается много карт пациентов, а врач не может их добавлять в режиме реального времени в электронную систему. В результате это делается ночью, и при внесении информации они могут совершить ошибку в налоговом номере или в паспортных данных.

Может быть, врачи внесут всю необходимую информацию, но забудут подписать ее электронной подписью и обновить данные о прививках.

Конечно, мы все это понимаем и максимально стараемся помочь. К примеру, сейчас почти все медицинско-информационные системы имеют возможность подписать все эти карточки пациентов за один раз одной электронной подписью. Раньше врач должен был вносить все это вручную, в том числе и лот-номер, служащий чем-то похожим на vin-код в машине, то есть там название вакцины, ее партия, серия и так далее. Так была построена эта работа, но сейчас такого уже нет, и врач все это только выбирает из выпадающего списка.

Мы реально пытаемся анализировать каждую возникающую проблему и уже автоматизировано ее исправлять. Простой пример на цифрах: на прошлой неделе в среднем за день вакцинировались 200 тысяч человек и 4-4,5 тысячи из них пришли к нам вот с такими же ошибками, о которых мы говорили только что. А за последние 3-4 дня количество таких сообщений снизилось втрое.
При аналогичном количестве вакцинированных, правильно?
Да, сейчас темп остается такой же, 200-270 тысяч украинцев вакцинируется ежедневно. Мы каждые несколько дней на базе Минздрава пытаемся выдавать какие-то фиксы, чтобы конверсия в успешные сертификаты улучшалась.

По моим ощущениям, где-то 90% ошибок, которые были совершены ранее, уже исправлены, и еще многие будут исправлены в ближайшие недели. Они связаны с дублями. Это, когда вы приходите к врачу, а вас почему-то не находят в системе из-за человеческого фактора, и после этого создают еще одну карточку на ваше имя. В результате вас дважды внесли в систему – и сертификат не знает, откуда именно забирать информацию, поэтому выдает дубль.

Мы помогли найти 10 человек в НСЗУ , которые помогают исправлять именно эти дубли. Надеюсь, что в ближайшие недели эта проблема будет решена полностью тоже.
«По моим ощущениям, где-то 90% ошибок, которые были совершены ранее, уже исправлены, и еще многие будут исправлены в ближайшие недели»
«Антивакцинаторов становится все меньше»
А в вашем кругу общения много людей, которые не вакцинируются?
Относительно прививок в министерстве, то у нас уже почти 9 8 % 9 8 % 9 8 % работников сделали две прививки. Родители вакцинированы, друзья почти все вакцинированы. В каких-то моментах я достаточно настойчиво им рекомендовал это сделать (смеется). Ну, такая вот моя позиция.

Хотя, конечно, я вижу много комментариев людей под нашими постами в соцсетях против вакцинации. Но мне кажется, что таких людей со временем становится все меньше. Особенно когда мы видим ежедневно статистику заболевших и умерших от ковида. По-видимому, приходит понимание важности этой процедуры.
98%
Недавно также читал в одном из ваших интервью, что сейчас человек может прийти на вакцинацию, после чего сразу обновить Дію – и там уже подтянется сертификат. Как это быстро работает?
Я, кстати, еженедельно посещаю центры массовой вакцинации - и лично видел, какие у человека были эмоции, когда он только что вышел из кабинета, обновил приложение, а там уже был сертификат!
В таких центрах по всем регионам у нас сейчас уже действуют сотни пунктов помощи, где сидят люди из команды Действия и помогают всем желающим с вопросами этих сертификатов или просто рассказывают, как именно пользоваться нашими продуктами.

Теперь о технической части вопроса: врач делает прививку, сразу вносит информацию в систему, ставит электронную подпись - и Дія видит это в эту же секунду. Но важно отметить, что это работает в тех центрах вакцинации, где эффективно настроен менеджмент, и врачи не настолько нагружены, чтобы информацию заносить потом ночью.
«Лично видел, какие у человека были эмоции, когда он только что вышел из кабинета, обновил приложение, а там уже был сертификат!»
Относительно сертификатов выздоровления - настоящих и фейковых
Когда в приложении уже можно будет подвязать сертификат выздоровления, информацию о ПЦР-тесте?
Специфика работы Дії в том, что она просто отображает ту информацию, которая уже есть в реестре НСЗУ.

Если говорить о ПЦР-тестах, то здесь нужно, чтобы лаборатории подключились к этому реестру, передавали туда информацию, и уже после этого она будет попадать в Дію. Сейчас 6-7 больших лабораторий уже сделали это, и мы пока тестируем этот обмен. Надеюсь, что в ближайшее время результаты тестов уже можно будет найти в приложении.

Это же касается и сертификатов об выздоровлении. Недавно Минздрав изменил их генерирование. Сначала там было одно количество дней действия сертификата, теперь другое – 90 дней. Поэтому возникли технические вопросы, которые нужно было решить.

Мы также дошли до тестирования сертификатов о выздоровлении – и обнаружили много проблем. Например, достаточно высокий процент случаев, когда врач фиксирует, что человек болел ковидом, но записывает в электронной системе так, как будто у него была пневмония или ОРВИ. Таким образом алгоритм реестра просто не может увидеть, чем действительно болел человек.

Мы понимаем, что в этом случае будет много недовольных, поэтому стараемся помогать с созданием новых инструкций для врачей, чтобы потом в самой системе было реально отфильтровать тех людей, которые реально болели ковидом.

Такая нагрузка, которую дала нам пандемия, в очередной раз показала, насколько важно соблюдать четкие правила при внесении информации в базовый реестр. Это база цифровой страны.

Ред. На момент публикации интервью новые услуги уже стали доступны в Дії.
А как насчет фейковых сертификатов? Их можно сделать только при условии внесения недостоверной информации врачом в базу или есть еще какие-нибудь пути?
Единственный способ здесь – занесение информации в ЕСОЗ (единственная система здравоохранения) врачом о том, что он якобы вакцинировал конкретного человека, потому что Дія не взаимодействует больше ни с каким реестром. Сейчас таких случаев обнаружили достаточно много. Но судя по тому, что количество уголовных дел становится меньше, таких ситуации, соответственно, также стало меньше. Но это мое субъективное мнение, здесь скорее вопрос к национальной полиции.
А есть ли уже кейсы, когда людей за это привлекали к уголовной ответственности?
Я видел много информации в СМИ о штрафах, о том, что выявляли, и тех, кто делал эти фейковые сертификаты, и тех, кто их покупал… Но точно не знаю, насколько эти дела дошли до суда.
Парень, скопировавший Дію, делает проект для Минцифры
Месяц тому назад была новость, что 20-летний парень из Запорожской области создал копию Дії. Как сейчас у него дела? И что ему вообще светит?
Важно отметить, что он сделал не копию Дії, а веб-ресурс, который визуально походил на Дію. Само приложение подделать невозможно. Дія имеет доступ к государственным реестрам, у нее есть своя архитектура, способы идентификации и так далее.

По всей видимости, из-за всей этой ситуации с COVID-сертификатами Дія привлекла дополнительное внимание, поэтому и это дело имело определенный резонанс в наших СМИ. Да, он создал веб-ресурс, который был похож на нее, делал там еще фейковые документы, но это была всего лишь картинка без QR-кода, подтверждающего его действительность. Сейчас он помогает нашему министерству в одном из проектов, создавая его дизайн.
Но ведь это никак не освобождает его от ответственности?
Конечно, нет, у него еще будет суд, который и решит его ближайшее будущее.
Вы же лично встречались и разговаривали с этим парнем. О чем и как это происходило?
Я задавал ему разные вопросы, ведь он до этого занимался интернет-трафиком, привлекал клиентов в разные бизнесы. Я пытался узнать его компетенцию. И мы поняли, что дизайн – это та область, где ему наиболее интересно развиваться. Сейчас он дизайн нам проект, и скоро мы увидим результаты его работы.
Мы сможем увидеть результаты его работы?
Да, если эта работа будет отвечать всем нашим требованиям и этот проект можно будет запускать с тем дизайном, который он создаст (смеется).
В одном из свежих интервью вы говорили об этих проблемах с большим количеством обращений через COVID-сертификаты и сказали, что вам нужно найти 800 человек. Где находите людей и сколько будет получать работник, который, например, пришел помогать отцифровывать данные?
Что касается людей, то это волонтеры, интерны, студенты или те, кто просто пришел к нам через социальные сети с желанием помочь.

Недавно я сделал пост, что нашему контакт-центру нужна помощь по обработке всех обращений, которые мы получаем от людей. За 5 дней мы получили 620 резюме, ежедневно проводим более 100 интервью с кандидатами, 53 человека проходят стажировку и 23 уже рекомендованы к оформлению в наш контакт-центр.

Я просто напомню, что мы в день получаем 20-40 тысяч обращений, а отвечают на них 26 человек.
Что касается заработной платы, сейчас скажу точные цифры, возможно, кто-то из ваших читателей заинтересуется такой возможностью. Люди будут получать от 13 до 26 тысяч гривен, это зависит от количества рабочих часов и выполнения задач, которые будут поставлены.
«Я просто напомню, что мы в день получаем 20-40 тысяч обращений, а отвечают на них 26 человек»
«Сначала слышу больше критики, чем позитива»
Часто в комментариях в соцсетях, в каких авторских колонках, где упоминается ваше имя, фигурирует фраза «единственный нормальный министр». Как вы к этому относитесь?
Но у нас много нормальных министров. А так... Ну, нормально я к этому отношусь.
Ну давайте честно: приятно это слышать?
Конечно, приятно. Но ведь это дополнительная ответственность. Понимаете, у меня нет ожиданий того, как обо мне будут говорить люди.
Вот сейчас, например, у нас реально много проблем с ковидными сертификатами, и я слышу больше критики, чем положительных отзывов. Однако, когда ты понимаешь весь свой план дальнейшего движения, сколько еще всего нужно сделать, сколько проектов нужно запустить, то уже примерно можешь просчитать, сколько таких вот ударов получишь.

Сегодня говорят, что все классно, потому что все работает – завтра точно что-то не будет работать, будут какие-то сбои, проблемы, а люди будут говорить, что вот Федоров уже единственный министр, который не работает. Поэтому я ко всему этому абсолютно нормально и спокойно отношусь.
Помню момент, как мы только запустили Дію и включили туда возможность добавлять водительские удостоверения. Какое же количество негатива тогда было по этому поводу! Люди писали, мол, зачем вы добавили туда эти водительские удостоверения? У кого-то они не отобразились поначалу, их еще нигде не принимали и так далее.

Я делал себе тогда скрины с жалобами и понимал, что это все пойдет в мою библиотеку истории развития Дії. На самом деле были примеры, когда человек из-за определенных ошибок в самой системе не смог воспользоваться услугой. Тогда мы пытались сделать так, чтобы возместить все – и она почувствовала нашу заботу.
Возмещали в финансовом плане?
В разных планах.
И в финансовом тоже?
В разных планах.
А в финансовом плане?
В разных абсолютно планах (смеется).
Вместе с Apple и Google
В конце августа вы были с рабочей поездкой в США, где встречались с топами разных компаний, например, Google, Apple и другими. Пройдемся по главным договоренностям, которые там были достигнуты?
Как вообще такие компании Apple и Google смотрят на украинский рынок?
Во-первых, это разработка совместного с Apple видения переписи населения в Украине. У них уже был подобный опыт в США, и Украина может стать второй страной, где компания реализует такой проект.

Во-вторых, это запросы от компаний по вступлению в Дія Сити и Фонд фондов.

В-третьих, это то, что мы договорились с компанией Stellar о разработке электронной гривны.

Еще хотел бы добавить сюда договоренности с Google по отдельному менеджеру, который будет помогать нам как можно быстрее получать апрувы обновлений Действия в PlayMarket. Для нас это было важным пунктом, ведь хотим, чтобы все украинцы – и пользователи Apple и Android – одновременно могли обновлять приложение и пользоваться новыми функциями.
В общем, мне кажется, что эта поездка посодействовала развитию цифрового бренда Украины.
Конечно, все крупные компании говорят, что им очень важен и интересен украинский рынок, но я смотрю на конкретный результат. В конце ноября у нас была встреча с топ-менеджментом Apple, который впервые приедхали в Украину.

Мы сейчас еженедельно общаемся с этими компаниями, с разными инвест-фондами. Коммуникация держится на уровне, ведь у нас есть те продукты, которые действительно интересны за рубежом.
Если не ошибаюсь, Apple в июне открыла свой первый официальный офис в Украине. Но вы сказали, что для открытия Apple Store потребуется несколько лет. Почему так?
Это они так сказали, а мы хотим раньше (смеется).
А они как-то комментировали это? Почему так долго?
Такой у них план развития компании. Наверное, должно пройти время, чтобы они здесь адаптировались, поняли рынок, больше его исследовали. Это их внутренний вопрос. Посмотрим, но я точно могу сказать, что буду делать все, чтобы Apple Store в Украине открылся как можно скорее.

Во время встречи в Киеве с компанией Apple и президентом Зеленским, также об этом говорили. Мне кажется, что с точки зрения многих факторов у нас уже давно должен быть Apple Store.
Что такое Фонд Фондов и Дія City и почему это вау
О Фонде фондов упоминали выше. Скажу, как я понимаю его концепцию, а вы меня поправите, если я где-нибудь буду ошибаться.

Условно есть какой-то инвестор из Уругвая, который видит какой-то проект в Украине, в который он хотел бы вложить деньги, приезжает, говорит: «Прикольные вы чуваки и идея у вас крутая, хочу инвестировать сюда». Вкладывает условно миллион долларов и после этого государство прибавляет сюда такую же сумму, чтобы показать этому инвестору свою заинтересованность в идее и развитии бизнеса. Да?
Да, это одна из идей, как должен работать Фонд Фондов. Я бы эту историю больше рассматривал со стороны стартапа. Когда есть проект и профильный фонд, который мог бы в него инвестировать. Но потребность стартапа, например, 500 тысяч долларов, а у фонда есть только 300 тысяч для инвестиций. В этот момент подключается государство, которое помогает достичь договоренностей и добавляет все остальные средства.

Вообще, концепция нашего фонда еще создается, но главное то, что мы уже добавили такую возможность в госбюджет в следующем году.
В одном из своих спичей недавно вы говорили о диджитализации страны, в частности, и о том, что будете максимально пытаться урегулировать отношения между правоохранительными органами и IT-компаниями. Как вы хотите сделать это?
Да, это специальная программа. Мы хотим, чтобы на подобный фонд в следующем году было выделено около 20 миллионов долларов, однако сейчас этот вопрос еще решается.
Это все будет в рамках нашего проекта Дія City, который мы очень надеемся запустить с 2022 года. Для этого нужно еще во втором чтении принять налоговый законопроект.

Проект будет содержать одну из лучших налоговых систем для технологических компаний. И вот, в рамках Действия City у нас уже есть готовая концепция еще одного законопроекта, который запретит правоохранительным органам без предупреждения наведываться в офисы IT-компаний, забирать оборудование и делать там что угодно. Точно уже не будет таких историй, когда кто-то там дал деньги, чтобы к их конкурентам просто забежали, забрали оборудование и остановили работу компании.
Об этом тоже хотел переспросить, ведь эти средства нужно как-то заранее прописать и заложить.
Если коротко: что такое Дія City и почему это вау?
По сути это налоговый проект для технологических компаний. Если вы создаете такую компанию, или она у вас уже есть, то просто подаете на сайте заявку для поступления в Дія City. Это все делается в несколько щелчков без лишнего общения с занудными чиновниками. После этого вы становится частью специального правового и налогового режима и платите в 5 раз меньше налогов, если сравнивать с тем, какие суммы платятся сегодня в белую.

Это почти такая же система уплаты налогов, как и для ФОП, но для компаний. Так мы хотим простимулировать технологический бизнес, чтобы со временем к нам приходили компании со всего мира.
P.S. Наибольшее достижение и разочарование
Наибольшее достижение, пожалуй, это то, что нам удалось создать систему цифровизации страны, которая будет работать еще очень долго. Как результат – это Дія, Дія City, Дія цифровое образование, Дія Бизнес и так далее.

Что касается разочарования… Трудно сказать. Я думал, что во многих вопросах будет все гораздо хуже и сложнее. Я довольно придирчиво и критически отношусь ко всем своим начинаниям. Честно говоря, больших разочарований у меня не было за это время.
Текст: Влад Омельянченко
Дизайн: Степан Телюк
Видео: Леонид Ежуров